Поиск:  
 

ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 
«Детский сад «ЗАГАДКА»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 
«Детский сад «ЗАГАДКА»

Здоровье

Среди различных форм «общих» неврозов детского возраста принято выделять неврозы страха, навязчивых состояний, нервную анорексию, а в рамках системных неврозов – невротические заикания,тики, расстройства сна, анорексия, энурез, энкопрез, патологические привычные действия – т.н. вредные привычки (сосание пальца, языка,губы,одежды,биение головой о подушку перед засыпанием, грызение ногтей, онанизм, ковыряние пупка и т.д.)

Чаще всего эти привычки возникают у ребёнка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу,  или по типу неприятия.Его надолго оставляли одного в постели.Он рано отлучилсяот материнской груди, его редко брали на руки. Вредные привычки порождены дефицитом внимания. Нередко вредные привычки возникаюту ребёнкав связи с тревожно-мнительным воспитанием.

Ребенок, предоставленный сам себе, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим, испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях. Вначале он прибегает  к этим действиям, поскольку отсутствует мать.  Постепенно такое действие закрепляется. По природе ребенок стремится  к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне, что способствует его развитию. Оставшись в одиночестве, он утешает и  успокаивает себя сам, ища источники впечатлений в себе. Теперь он привык быть один, и появление матери только мешает ему.

Вредная привычка становится ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствующее внимание, ласку, общение.  Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах – еще и выражение глубокой  неуверенности в себе.

Часто вредная привычка, выражающаяся в  серии ритмических движений, является вынужденным замещением тех необходимых движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга. Такой ритмический акт как сосаниегруди, - не только  акт кормления. Сложный комплекс воздействий: пищевого, эндокринного и психологического – стимулирует развитие головного мозга. Грудь матери сосут до года, но дети, которые нуждаются в продлении стимуляции, сосут её до полутора лет; отлученные же от материнской грудидо срока сосут соску или палец до 3 лет, что в таких случаях нормально.

Ритмичные автоматизмы действий способствуют синхронизации  биоритмов в сложной перестройке мозга ребенка от бодрствования ко сну, и ребенок, поэтому нуждается при засыпании  в укачивании.

Ребёнок, привыкший успокаивать себя сам, сосет или теребит что-то, вертит волосики, прикасается к половым органам и раздражает их, раскачивается в постели, чтобы уснуть. Эта само стимуляция  всегда растягивается на многие годы, чтобы восполнить дефицит стимулирующего влияния матери.

Более всего родителей волнует детский онанизм. До 7 лет он отмечается  у каждого десятого ребенка. Иногда уже в 6-8 месяцев ребенок плотно сжимает бедра, не реагируя на окружающих, взгляд его устремляется в одну точку, личико краснеет, на лбу выступают капли пота. Если родители пытаются его отвлечь, он бурно протестует. У детей старше года онанизм принимает иные формы. Малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке, сжимает между ножек одеяло.

С ребенком начинается отчаянная борьба. Взрослые рассматривают эту привычку как  свидетельство испорченности, чрезмерной сексуальности.Однако, ребенок до 3 лет-существо по сути бесполое. Он не выделяет себя из окружающей среды. Идентификация с мужским и женским полом произойдет после 3 лет в процессе формирования личности. До  3 лет ребенок не предполагает, что он раздражает именно половые органы.Это известно только родителям. Для него нос, пупок, гениталии – только части его тела.

Трехлетний ребенок понимает, что родители недовольны им, осуждают эти его действия, которые попадают под определение «нельзя», но причины такой оценки ему неведомы. Ему непонятно, почему ковыряние в носу воспринимается более спокойно, а пальцы у половых органов вызывают у родителей гнев.

После 3-4 лет ребёнок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны вглазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться – сформировалась привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию. Он стремится получить удовлетворение, переступив через запрет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания родителей квобщем-то  безобидному акту. Ребенок стремится к  уединению, становится замкнутым.

Онанизм имеет ряд специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом;  острицы, раздражающие область промежности; рубчик тесного белья; привычка закладывать одеяло между ножек, ерзать на  стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка,  ягодицам и пр.Нокаковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько проявление сексуальности (прикосновение детей к своим половым органам, как и интерес к ним, является составной частью нормального психосексуального развития), сколько такая же вредная привычка, как и сосание пальца, не более.

Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда он практикуется часто, занимает ребенка больше всего, следует обратиться к детскому психиатру, поскольку, возможно, в таком случае это может быть следствием органического поражения мозга в родах. Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка а постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в кровати.

Также не следует ребенку засиживаться на горшке. Следует своевременно излечивать от остриц, не допускать задержки акта мочеиспускания. Такая задержка у мальчиков приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате способствует возникновению онанизма. Следует тщательно соблюдать гигиену промежности, чтобы не было зуда. Ребенок н должен носить одежду,  из которой вырос. Не кормите его шоколадом, пряностями, острой пищей. Малыша не рекомендуется качать верхом на колене.

От попытки онанизма  отвлекают, не заостряя внимания ребенка на нем, интересными занятиями. Зная причины вредных привычек их легче предупредить, чем устранить.

Если вредная привычка уже сформировалась, родители начинают борьбу с ней, а не сребенком. На отказе то нее не настаивают. Прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и к его невротизации.Не стоит прибегать к насильственным мерам в борьбе с привычкой. Если они и помогут, ребенок будет напуган, потрясен и психологические последствия окажутся тяжелее «излеченной» вредной привычки. Не следует требовать честного слова в том, что «так больше не будет». Он дает честное слово, но вынужден нарушить его, так как не в силах отказаться от привычки. Формируется вторая вредная привычка – нарушать честное слово. Не наказывайте за вредную привычку – он не виновен в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Ребенок начинает прибегать к ней, чтобы утешить себя после наказания, и ещё больше замкнется в себе, страдая от непонимания взрослыми его переживаний, испытывая чувство вины и ещё более неуверенность.

 Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на её преодоление, столько же времени, сколько она закреплялась. Ребенок замкнулся, ушел в себя – родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят, чтобы не оставалось времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой – всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

 Если ребенок грызет ногти, следует их коротко обрезать. Ребенка побуждают бороться с привычкой, учат самоконтролю. Его ободряют, активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке.

Ногти грызут те дети, которые мучительно неуверенны в себе, и борьба с этой неуверенностью – основное  условие избавления от этой привычки.

При сосании пальца, предметов и пр. привычек, к которым чаще прибегают передзасыпанием, рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой перед сном. При засыпании ребенка рекомендуется  включать тихую ритмичную музыку. Вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, и поэтому всё, что вызывает положительные эмоции, способствует и устранению вредных привычек.

Любовь к ребенку мудрая и великодушная поможет преодолеть его нервность,трудности его поведения,его болезни,как бы они не были тяжелы.

По материалам  опыта работы врача-психотерапевта  В.И. Гарбузова

Copyright © МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» 2010
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit